Одними из самых старейших и повсеместно применяемых видов трубопроводной арматуры являются задвижки. Можно предположить, что, как только наши предки научились изготавливать трубы, сразу после этого они начали придумывать изделия, которые соединяют трубы между собой и позволяют надежно перекрывать поток рабочей среды в них. В наших статьях мы уже рассказывали о возникновении труб и том, что первой рабочей средой трубопроводных систем была вода. Вы можете заказать и купить лакокрасочные покрытия задвижек по самой выгодной и недорогой цене. Текла она по древнеримским виадукам без перерыва и внешнего управления самоходом с ближайших гор. Но как только стал вопрос о ее обработке и очистке, перераспределении и экономии, человечество сразу начало задумываться о том, что без надлежащего контроля такой ситуации ничего не получится. А уж когда трубопроводы стали применяться для транспортировки не только обычной воды, но и нефте- и газопродуктов, в системах канализации населенных пунктов, тогда и начали появляться конструкции различных видов задвижек, придуманных и произведенных для конкретных транспортируемых сред и конкретных трубопроводов.
Это нужно знать. Под термином задвижка договоримся понимать такой вариант трубопроводной арматуры, где регулирующая или запирающая деталь движется под наклоном 90 градусов к направлению движения массы несущего потока. Практически нет таких рабочих трубопроводов, где бы мы не могли встретить задвижки. Их номенклатура – от малых диаметров труб (10-15 мм), до более чем двухметровых! Задвижки выдерживают давление в трубопроводе до 30 МПа при внутренних температурах до 1500 градусов Цельсия!
Стоит пояснить еще раз, почему мы акцентировали ваше внимание на этом определении. Часто, особенно неспециалисты в данном вопросе на первых порах путают задвижки и затворы. Да, эти два устройства являются «близкими родственниками» и часто выполняют сходные функции, но это разные устройства, и различие скрывается именно в их конструкциях, а значит в функциях и возможностях, сферах большего или меньшего применения. Даже выполняя сходные функции, они выполняют их по-разному. В задвижках блокирующий клапан, как мы уже говорили, поступательно движется вверх-вниз либо вправо-влево, а в затворах такой клапан представляет собой диск, расположенный внутри устройства и практически равный диаметру трубы, поворачиваясь вокруг своей оси, он тем самым регулирует (открывая или закрывая) прохождение рабочего потока.