Организовывать госзакупки в учреждения и ведомствах РФ позволено только специалистам этой сферы — контрактному управляющему или же контрактной службе. В статье мы рассмотрим, что необходимо учитывать при создании такой службы или назначении управляющего.
Обязанности контрактного управляющего или контрактной службы
Согласно ст. 38 Закона 44-ФЗ о контрактной системе закупок, создавать контрактную службу должны те учреждения, годовой объем закупок которых, указанный в их плане-графике, составляет 100 млн рублей. В тех учреждениях, в которых эта сумма меньше, а контрактная служба в них вовсе отсутствует, должно быть назначено должностное лицо, отвечающее за проведение закупок — контрактный управляющий.
Согласно ст. 38 Закона 44-ФЗ, среди обязанностей контрактной службы или управляющего наличествуют:
проведение разработки планов и планов-графиков закупок и их размещение в единой информационной системе (ЕИС);
организация закупок и заключение контрактов по ним;
принятие участия в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов определения победителей тендеров закупок и подготовка материалов, необходимых для претензионной работы;
проведение консультаций с исполнителями контрактов для того, чтобы определить уровень конкуренции на рынке, поиска лучших решений в организуемых госзакупках и выполнения других функций.
В пункте 3 ст. 38 Закона 44-ФЗ сказано, что контрактная служба должна действовать в соответствии с регламентом, который был разработан и утвержден на основе типового регламента, который, в свою очередь, был утвержден органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за регулирование в области сферы закупок по контрактной системе. Для предварительной подготовки регламента учреждения можно воспользоваться регламентом, разработанным Минэкономразвития.
Образование специалистов по закупкам
Согласно ст. 9 Закона 44-ФЗ, к заказчикам применим принцип профессионализма. Он предусматривает, что заказчик должен привлекать к работе с закупками квалифицированных специалистов, которые имеют как теоретические знания, так и навыки работы в сфере закупок.
В учреждениях должны быть приняты меры для поддержания и повышения уровня профессионализма и квалификации специалистов по закупкам. В том числе — и путем их переподготовки в соответствии с законами РФ. Но тут важно отметить, что работников, имеющих высшее или дополнительное образование в сфере закупок в России не так много.
Сейчас ни вузы ни другие образовательные учреждения не обучают специалистов по закупкам в необходимом количестве. В Минобрнауки согласовывают планы по подготовке соответствующих методических рекомендаций для создания программ дополнительного профобразования.
Но прежде чем направлять работника в образовательное учреждение на обучение по курсу госзакупок и закупок частных компаний, стоит ознакомиться с лицензией на предоставление этим заведением образовательных программ.
Особенно остро кадровый вопрос закупочной сферы стоит в тех организациях, которые занимаются закупочной деятельностью в больших масштабах и нуждаются в услугах контрактной службы. Так как деятельность таких организаций обширная, то знаний у специалистов по закупкам должно быть достаточно для принятия решений по юридическим, бухгалтерским, экономическим или другим вопросам.
До 1 января 2016 года место специалиста по закупкам в учреждении может занимать лицо, обучившееся в высшем учебном заведении или на дополнительных образовательных курсах по программе размещения заказов. Это те специалисты, которых готовили для работы по закону 94-ФЗ «О размещении заказов на выполнение работ, поставки товаров или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд».
Обучение закупочной деятельности своих сотрудников
Контрактную службу на предприятии можно создать и из числа работающих сотрудников. Для этого необходимо издать соответствующий приказ, а новые дополнительные обязанности сотрудников отразить в трудовых договора и должностных инструкциях.
Такая возможность реализуется на основе ст. 74 Трудового кодекса России, которая регламентирует возможность изменения трудового договора по причинам, связанным с тем, что в условия труда были внесены организационные или технологические правки. Если по технологическим и организационным причинам сохранения ранее составленного трудового договора невозможно, то работодатель вправе изменить его, но с сохранением трудовой функции сотрудника. О внесении изменений и вызвавших их причинах работодатель должен проинформировать работника в письменной форме в срок не позже 2 месяцев до внесения изменений.